Euronews
News | Euronews RSS
Latest news from Euronews
news
Interfax.ru
Новости РЕГ.РУ
Новости сервиса РЕГ.РУ
  • Domains weekly: продолжение коронавирусного бума, день рождения .SU и попытка захвата SPASE.COM
    В сегодняшней подборке новостей расскажем о стоимости домена INVEST.COM, продолжении коронавирусного доменного бума, переходе Trademark Clearinghouse в .COM, открытии регистрации доменов в зоне .CONTACT и юбилее .SU.
  • Получите домен .ONLINE за 1 рубль при регистрации .RU!
    Зарегистрируйте новый домен .RU и получите промокод на регистрацию домена .ONLINE всего за 1 рубль. Акция действует до 31 декабря 2020 года и не распространяется на премиум-домены.

    Получить домен за 1 рубль просто:
    1. На странице подбора доменных имён выберите веб-адрес .RU, который хотите зарегистрировать.
    2. Кликните на зелёную кнопку «Выбрать» рядом с доменом .ONLINE, после чего его стоимость снизится до 1 рубля.
    3. Зарегистрируйте оба домена и оплатите заказ.

    Приобретите два веб-адреса по выгодной цене и используйте их для продвижения своих онлайн-проектов.

    Выбрать домен
  • Скидки до 42% на SSL-сертификаты!
    В честь Дня рождения смайлика представляем новую акцию на SSL-сертификаты: до 26 сентября 2020 года вы можете подключить их со скидкой до 42%! Предложение действует для всех клиентов REG.RU как при новом заказе, так и при продлении.

    Смайлик — один из популярных способов выразить свои эмоции в онлайн-общении. Если вы хотите вызывать у своих потенциальных клиентов только позитивные эмоции, позаботьтесь о защите их данных и заслужите их доверие с помощью SSL-сертификата от GlobalSign, одного из самых авторитетных сертификационных центров в мире. На сайте REG.RU вы найдёте такой сертификат любого уровня защиты, а благодаря акции сможете значительно сэкономить.

    Выбрать SSL-сертификат
  • Domains weekly: самый дорогой домен 2020 года, конфискация террористических доменов и спор за 1919.COM
    В новой подборке новостей мы расскажем о самом дорогостоящем домене 2020 года, передаче прав на владение доменом .CO, пиратском доменном имени, продаже LT.COM и крупнейших сделках недели.
  • Партнёрские программы REG.RU: зарабатывайте на реселлинге IT-услуг!
    Станьте партнёром компании REG.RU, запустите бизнес в сфере IT и зарабатывайте на продаже надёжных и востребованных услуг. Это отличное решение для веб-студий или разработчиков, которые занимаются созданием сайтов для своих клиентов, а также для тех, кто хочет быстро запустить собственный бизнес.

    По партнёрской программе вы получаете сниженные цены на домены, хостинг и другие сопутствующие услуги. Продавая их своим клиентам, вы сможете заработать на разнице в цене, развивая свой бизнес по реселлингу так, как сами того хотите. Для этого мы предоставим выгодные условия и удобные инструменты:
    — регистрацию новых доменов .RU и .РФ по цене от 151 рубля;
    — скидки на хостинг до 40%, до 10% на VPS, до 15% на SSL-сертификаты;
    — более 300 услуг для реселлинга;
    — систему перепродажи REG.Reseller — готовое ПО, с которым вам нужно только зарегистрироваться, указать свои данные, установить цены и платёжные системы;
    — бесплатные услуги в подарок.

    Стать партнёром можно после переноса в REG.RU определённого количества доменов, пополнения баланса аккаунта на определённую сумму или достижения определённого оборота по регистрации и продлению доменов за последние 12 месяцев. Подробные условия указаны в специальной инструкции. Присоединяйтесь!

    Стать партнёром REG.RU
  • Обновление ISPmanager на Облачных серверах
    ISPmanager на Облачных серверах теперь доступен для CentOS 8 и Ubuntu 20.04 LTS.

    Панель ISPmanager обновилась и теперь доступна в новом дизайне: иконки стали минималистичнее, появился тёмный фон бокового меню и увеличилось пространство между элементами — нужную информацию проще и быстрее найти.


    Updatesystemjune


    Также обновили на рекомендуемые настройки PHP, Sendmail, Apache и Nginx для всех версий операционных систем. К настройкам относятся: время исполнения скриптов, доступная для PHP память, максимальный размер загружаемых файлов и другие.

    Тарифы Облачных серверов
  • Получите лучшее с доменом .BEST за 149 рублей!
    Акция на регистрацию доменных имён .BEST продлена до 31 декабря 2020 года. Вы можете приобрести домен в этой зоне со скидкой 94% — всего за 149 рублей. Предложение не действует при покупке премиум-доменов и распространяется только на первый год регистрации — за второй и последующие годы плата будет стандартной.

    Название зоны .BEST переводится с английского как «лучший». С таким доменом вы заявите о высоком качестве ваших услуг или товаров прямо в адреса сайта, сможете привлечь внимание потенциальных клиентов и выделиться на фоне конкурентов.

    Также домен .BEST отлично подойдёт для блогов, сайтов с обзорами, специализированных интернет-магазинов и сайтов компаний, которые ориентируются на премиум-сегмент рынка.

    Зарегистрировать домен
  • Domains weekly: новая «крипта» Facebook, 52 регистратора в .RU, рост национальных зон и «коронавирусные» домены
    Из нового доменного дайджеста вы узнаете о том, как Radix заработали два миллиона на премиум-доменах, о криптовалюте Diem, темпах регистрации «коронавирусных» доменов и крупнейших сделках недели.
  • Крутой .ART за 299 рублей и скидка 50% на премиум-домены!
    Творческие люди всегда находятся в поиске самых оригинальных решений, потому что быть обычными не в их стиле. Это распространяется и на продвижение в Сети. Поэтому, если ваша деятельность связана с творчеством, зарегистрируйте домен в лаконичной зоне .ART. До 31 декабря 2020 года регистрация новых доменных имён в ней стоит 299 рублей для обычных доменов, а на домены категории «Премиум» действует скидка 50%! Предложение действует для всех клиентов REG.RU на первый год регистрации.

    Название зоны .ART отлично подходит для онлайн-портфолио, сайтов галерей и интернет-магазинов товаров для творчества. Можно указать в качестве доменного имени ваш бренд, фамилию или тему, в которой вы творите, и легко получить понятный и запоминающийся адрес для сайта.

    Включите фантазию, будьте оригинальны и станьте владельцем домена .ART по сниженной цене!

    Выбрать домен
  • Выделенные ‌серверы ‌REG.RU‌ с ‌процессорами Intel поколения Cascade Lake Refresh
    Хостинг-провайдер REG.RU открыл для заказа конфигурации выделенных серверов с новейшими процессорами Intel поколения Cascade Lake Refresh. С ними профессиональные вычислительные мощности для бизнеса стали ещё доступнее.

    На сайте REG.RU при заказе выделенных серверов уже сейчас можно выбрать процессор Xeon Silver 4214R с увеличенной тактовой частотой ядер до 2.4-3.5GHz и обновлённые Xeon Gold 5220R и 6240R. В парном режиме эти процессоры обеспечивают работу 48 ядер при 96 потоках, а конфигурация с 4-мя процессорами Gold 6240R будет иметь 96 физических ядер с максимальной тактовой частотой в 4.0GHz. Раннее подобные мощности были доступны только в более дорогих решениях Intel Platinum.

    Новые процессоры подойдут для самых разных задач. Большое число производительных ядер делают их отличным решением для систем с множеством параллельных процессов: крупные интернет-магазины и другие ecommerce-проекты, сложные инфраструктуры, задачи с использованием виртуализации.

    Вы можете заказать готовую конфигурацию или по запросу собрать индивидуальную. Цена зависит от объёма оперативной памяти, количества и размера жёстких дисков. Например, минимальная стоимость сервера с 2xSilver 4214R (24 cores, 48 vCPU) с 64Gb DDR4 и SSD-дисками составит всего 17 800 рублей в месяц.

    «REG.RU предлагает клиентам самые современные решения и всегда подходит к инфраструктурным задачам индивидуально. Обновлённые процессоры от Intel отличаются своей производительностью благодаря большому количеству ядер. Устройства будут эффективны для всех, кому нужны серьёзные мощности по разумной стоимости», — отмечает Алексей Королюк, генеральный директор хостинг-провайдера и регистратора доменов REG.RU.

    Выбрать сервер

Энергетика пространств: Россия, Запад, Прибалтика

...Связь поколений. Нет деления по признакам особых привилегий. Нет ни облагодетельствованных граждан и «титульной нации», ни обездоленных «неграждан» сегодняшней Эстонии. Имена замечательных людей произносятся с любовью, в рассказах о них воскрешаются давно покинувшие нас образы, добрые дела и светлые мысли людские. Лишь ветер шуршит в кронах вековых деревьев, укрывших некрополи на балтийской земле, как бы перелистывая страницы стародавних летописей...

В советское время, к сожалению, идеология сильно довлела буквально над всем. История народа и государственности сводилась к известным событиям 1917 года. Всё, что было ло того, прежде всего с точки зрения истории государственности, рассматривалось сквозь призму той или иной степени негативного восприятия. Однако же, летопись государственности русского народа насчитывает куда более веков, чем сто столетий, и уходит в период V – VIII веков, в докиевскую Русь. В эпоху формирования славянства. Отметим здесь, что это понятие – славянство – возникло с появлением христианства намного раньше, нежели об этом гласит официальная дата крещения Руси в 988 году. Термин «славянин» связан с религиозным термином «славить», то есть любить. Религиозное сознание и учение содержит особый смысл – славить, любить Господа. Но также призыв, чтоб Бог любил, славил христан. «Славь мя Господи!» - это молитвенное обращение выражает признание себя, со стороны верующего православного человека, в ипостаси раба Божия. Уже потом недоброжелательные инородцы произвели от этого понятия нечто совсем другое. Как утверждают некоторые исследователи, английское слово «slave» (раб) происходит от «славянин», но данная аберрация некорректна, ибо «раб Божий» и раб хозяина «из человеков» суть понятия совершенно не совместимые. Сосуществование славян со степняками тюркского происхождения – половцами и родственными торками (печенегами) – тоже является отнюдь не однозначно негативно воспринимаемым явлением. В конце концов, часть исследователей полагает, что славянское название половцев идёт от «половы», что означает бледную, белесоватую солому или рубленную солому (половец - «соломенная голова», по рыжему оттенку волос). При всём этом существует фонетическая параллель западноевропейскому названию половцев «куман» в виде слова «кубан» (чередование м = б характерно для тюркских языков), восходящему, в свою очередь, к слову «куба». «Куба» переводится, как: у ногайцев - бледный, у шорцев и сагайцев - сероватый, бледный, у казахов - бледно-желтый. При этом предполагается, что белесоватый цвет мог характеризовать как внешние физические показатели народа, так и другие характеристики. Видимо, какая-то часть половцев была действительно «блондинистая» и, к тому же, придерживалась христианского несторианства. Славянские каганы (князья), венгерские и другие династии роднились с пловецкими ханами, хоть и известно множество фактов военных столкновений. Словом, все выпады по поводу «дикого востока», «степи» и прочего представляются лишь своего рода навязываемым нашим современникам англо-саксонским «культурным шовинизмом» и высокомерием, не имеющими под собой никакого основания. Согласно этим представлениям, слабо осведомлённые люди в современной Прибалтике говорят о прибалтийских землях, как об «охранительном рубеже Запада». Правда забывают при этом, что Прибалтика находится на Восточно-европейской равнине, а понятие Эстония происходит от немецкого «Östland» – «Восточная земля», и, стало быть, эстонец – от эстляндец, восточный человек. В лексике западно-европейских народов и финнов Балтийское море носит историческое название Восточного (нем. -Ostsee, фин. - Itämeri) хоть эстонцы и именуют его Западным (Läänemeri). Впрочем, рытьё виртуальных окопов предоставим невеждам.

Как бы то ни было, но летопись русской государственности и взаимоотношений с сопредельными народностями на протяжении почти полутора тысячелетия – это всё история родная, своя.

Сонм выдающихся деятелей целых эпох может служить предметным украшением для повествований краеведов, ученых, литераторов и удовлетворить запросы взыскующих познаний знатоков русской истории, культуры, литературы. О них известно и написано многое. Поэтому, мне, как автору, нет резона повторять то, что уже опубликовано достаточно широко и подробно. Однако же образы множества других ярких личностей из исторического наследия уже потускнели, они забываются со временем, память о них стирается, что никак нельзя считать справедливым. Именно поэтому важно возвратить их, полузабытых, современным потомкам и всем нам. Вернуть не просто знания о нашем общем наследии и о людях, олицетворяющих славное прошлое, но делать это в контексте современных представлений о нашем бытии, о его истинном содержании, о многовековой связи прибалтийских и русского народов, о плодотворном труде предков, внесших немалую лепту в развитие культуры Прибалтики, во всё то, чем пользуется современное общество, прибалтийские государства сегодня.

+++

Удивительно, но иные территории обладают определенной, своего рода мистической энергетикой или отсутствием сколько-нибудь значительной энергетической силы, то есть они – инертны. Известный немецкий философ и историософ Вальтер Шубарт (1897 – 1942) в своей книге «Европа и душа Востока» писал: «Но что же тогда действует как постоянные силы истории? Прежде всего это – дух ландшафта или земли, genuis loci (лат. - дух местности), который пересекается с духом эпохи. Наряду с эоническими (эон в понимании В.Шубарта – отрезок истории, эпоха) архетипами земля и климат соучаствуют в формировании человека. Они накладывают на его лик те черты, по которым и различаются народы и расы. /…/ Из духа земли вырастает душа народа. Этот дух определяет его постоянные национальные качества. /…/ Силы почвы фундаментальнее и прочнее сил крови. Почвенные силы меняются лишь в ходе миллионов лет, и если подойти к ним с короткой меркой человеческой истории – то они покажутся постоянными, в то время как силы крови, как все живое, подвержены законам старения. /…/ Народы и расы не есть нечто изначальное – они являются образованиями, формируемыми уже духом ландшафта. Поэтому, проживая на одной и той же территории, чуждые расы становятся сходными, а родственные, обитая на разных землях, становятся непохожими. /…/ Дух ландшафта обуславливает различия в пространстве, дух эпохи – различия во времени».

Эта интересная мысль немецкого философа навевает некоторые сравнения. Меня всегда удивлял, к примеру, феномен рождения множества замечательных русских мастеров слова одной эпохи на достаточно ограниченных просторах среднерусской возвышенности – от Смоленска до Москвы и верхнего/среднего Поволжья и от Вологды/ к югу до Белгорода, Харькова и Полтавы. Назовем некоторые имена одной эпохи. Пушкин (Москва), Лермонтов (Москва), Жуковский (Тульская губерния), Крылов (Москва), Салтыков-Щедрин (Тверская губерния), Лев Толстой (Тульская губерния), Лесков (Орловская губерния), Бунин (Воронеж), Достоевский (Москва), Тургенев (Орёл), Фет (Орловская губерния), Баратынский (Тамбовская губерния), Аполлон Майков (Москва), Тютчев (Орловская губерния), Николай Островский (Москва), Чехов (Таганрог), …

Отчего на некоторых землях рождаются писатели, художники или экономисты? На других – торговцы, дипломаты и воины (вспомним здесь расхожие метафоры: война – продолжение дипломатии иными средствами; хочешь мира – готовься к войне и т.д.). На третьих – учёные-естественники. А на четвертых время будто останавливается. К примеру, до прихода европейцев в Северную Америку здесь десятки веков жили индейские племена, почти не меняя образ жизни. Нынешние американцы – сплошь нация эмигрантов, а США активно практикуют постоянную откачку «мозгов» со всего мира, будто сама северо-американская земля не способствует рождению деятельных людей науки и культуры и, более того, после определенного времени активной работы талантливый учёный из эмигрантов «выдыхается» и уходит на заслуженный отдых, почивая на лаврах. Может быть, именно энергетическими свойствами территории Северной Америки определяется парадигма «консервации» уклада жизни старожилов и необходимость постоянного притока извне свежих творческих сил в лице амбициозных и способных эмигрантов?

В этой связи возникает вопрос: какого рода энергетика присуща прибалтийской земле, какого свойства духовность и интеллект рождает она? По крайней мере, если говорить об Эстонии и Латвии (Эстляндия и Лифляндия). Здесь из известных деятелей прошлого мы можем назвать целый сонм дипломатов, мореплавателей и военных. Напрашивается вывод, что предназначение этой территории было и остается быть местом сретений, встреч. Прежде всего, цивилизационного масштаба. Сретения могут быть разные. Прежде всего, мирные, обменные. Как в культурном, религиозно-духовном, так и в торгово-экономическом смысле. Однако, знает эта земля и немало конфликтов, войн. По какому поводу? Опять-таки в плане обретения выгод торгово-экономических – выход к морю и к международным транзитным торговым путям. Близость моря неизбежно стала условием для возникновения опыта кораблестроения, возведения портовых хозяйств и мореплавания в целом. Всё это требовало внимательного отношения к делам и намерениям соседей по Балтике, а, стало быть, необходимо было пребывать в постоянной готовности защитить свои интересы либо, увы, силой обрести новые, более выгодные условия. Последнее отнюдь не означает, что проживающим на берегах юго-восточной Балтики предкам эстонцев и латышей была присуща какая-то особая воинственность или агрессивность. Скорее наоборот, они, народы финно-угорского происхождения (эстонцы, финны, вепсы, ингерманландцы, ижорцы и прочие) или с изрядной толикой финно-угорских вкраплений (латыши и их этническая связь с ливами), были склонны к сугубо мирному укладу жизни. Однако же, относительная малочисленность и особенности жизнедеятельности и национального характера этих этносов, с одной стороны, а с другой, особенности в характеристиках поведения более крупных соседних народов, предопределили межцивилизационную, в этом смысле маргинальную ипостась для здешних территорий.

Католицизм, протестантизм и православие; германские и славянские этнокультурные влияния на местное население и взаимовлияние; торгово-экономические интересы морских балтийских держав – всё это причудливо переплетается в истории, видоизменяется в соприкосновениях, взаимопроникновениях, в периоды мирного сосуществования, а порой и в религиозных, социальных или военных конфликтах…

Отметим здесь, что русскому, российскому пространству свойственна некая, достаточно мощная энергетика. Для русского народа это пространство – естественная территория и среда обитания и, более того, уникальная, формирующая «русский дух» субстанция, помогающая своей энергетической мощью выживать в самые страшные лихолетия. Не случайно, ещё в древние времена былинные богатыри в эпических народных сказаниях, сказках, песнях обращались именно к «матери – сырой земле», так сказать, к «последней инстанции», за помощью. Не расстояния, а энергетика пространства помогала русскому народу, составляя источник ресурса его сил. С другой стороны, история знает множество примеров, как именно эта энергетика позволяла талантливым инородцам воплощать в жизнь свои замыслы и способности, делая их самих, в конечном итоге, русскими. Видимо, именно православие, в силу его кафоличности, вселенскости и терпимости к другим религиям, смогло так органично укрепиться на Руси. Энергетика русского пространства и православие органичны друг для друга.

Проблематика пространства, его энергетики, т.с. «духа земли» - тема особая. Русское пространство, как явление и понятие, сопоставимо с духовно-интеллектуальной ипостасью – с русским этнокультурным и историко-географическим ареалом, границы которого куда обширнее, нежели государственные границы нынешней России. Пространство и его энергетика –вещь хоть и относительная, но являет собой заданность. Русский мiр, включающий в себя «почву» - пространство с духовным и этнокультурным ресурсом, и бытующие вне него рефлексии всей духовно-нравственной и интеллектуальной системы координат по отношению к языку, литературе и в целом культуре – тоже заданность. В этом смысле язык и национальная принадлежность носителей этнокультурного архетипа – вторичны. Именно поэтому они должны рассматриваться в контексте более общей проблематики и более обширных задач исследований. Таков последовательный контекст возрастающих по значимости понятий: язык и литература – основы этнокультуры, включая духовно-нравственные (в широком смысле, религиозные) измерения – личность и её самоопределение – национальная общность – нация (в том числе, с государственностью, как формой и условиями жизнеобеспечения и существования) – этнокультурный ареал – русское пространство с её специфической энергетикой - Русский мiр (цивилизационная модель) и его соприкосновения, взаимодействие другими цивилизационными моделями.

Прибалтика относится к территориям, которые исторически стали местами сретений цивилизационных «мiров», которые своими «краями» накрывают их. В определённой мере это подтверждается тем фактом сегодняшнего дня, что Эстония не является преимущественно протестантской страной - Эстонская Евнгелическая Лютеранская Церковь и Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата объединяют примерно равную численность паствы. Именно здесь, в Прибалтике, происходит эффект резонанса в силу наложений. И этот эффект может обратиться как в унисон, так и в диссонанс (при самом нежелательном итоге – в конфликты). Такова, думается, парадигма прибалтийского (суб)пространства с вытекающими из этого положительными или, напротив, негативными последствиями, в основном, для проживающих здесь народов. При этом, выбор этими народами модели своего существования и самосохранения также обладает определённым влиянием на характер «резонанса» от межцивилизационного соприкосновения (наложений). Иллюстрацией весьма удачного выбора, максимально соответствующого национальным интересам, можно считать исторический успех послевоенной Финляндии. Приведём в связи с этим ёмкую формулировку финляндского президента Мауно Койвисто: «Суровые войны научили народ Финляндии, что именно маленькой нации следует учитывать интересы безопасности большого соседа и остерегаться строить своё будущее, полагаясь на заморскую помощь и симпатии».

Очевидно, что вряд ли может служить базовой ценностью ложная аксиома неизбежного противостояния, конфликта между западноевропейской и восточноевропейской цивлизационными системами. С тезисом видного американского политолога Самюэля Хантингтона («Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка», 1996) о таком непреодолимом конфликте трудно согласиться. Ведь принимая посыл Хантингтона, мы неизбежно должны будем исключить из всей парадигмы взаимоотношений и качества мировой человеческой цивилизации такой фактор как система нравственных ценностей. Значимость этого фактора проявляется в том, что именно она стала основой для христианского мира, в частности, для великой русской идеалистической философии, на ней зиждется вся русская культура и литература. Без этого вряд ли Достоевский с его религиозными исканиями и учением об искупительной жертве Христа стал бы признанным классиком не только русской и европейской, но и мировой литературы. С другой стороны, вряд ли русские, не будучи европейцами и без осознания своей индивидуальности, приняли бы европейские учения о природном равенстве людей, естественных правах челоловека, которые, кстати, нашли отражение также в марксизме, родившемся в Западной Европе. Страстное желание равенства, понимание высоты человеческого достоинства присутствовало в общем революционном запале в начале прошлого столетия. Россия – одна из трёх субъектов европейской христианской цивилизации. Однако два других субъекта должны принять восточно-европейскую, православную цивилизационную систему с её собственными, уникальными представлениями и историческим опытом об общественной надстройке, взаимоотношениях общества и личности, общества и государства. В конце концов, история знает два христианских центра и две самоценные идеи – Константинополь (Византия) и Рим. Когда разграничительную линию несовместимости проводят между этими двумя, то такое разделение представляется во многом искусственным с точки зрения современного состояния мира. В 2004 году кардинал Рацингер, ныне Папа Бенедикт XVI, в своём докладе в итальянском сенате говорил о цивилизационно-образующих силах Востока и Запада, создавших (христианское наследие) и создающих сегодняшнюю Европу. Ныне существуют куда более серьёзные и опасные противостояния. Главное из них – усиливающийся разрыв и конфликт между христианским, точнее, религиозным миропониманием и практикой общественного строительства, с одной стороны, и секуляризмом, «религией» человекобожества, абсолютного антропоцентризма и связанной с ней культурой, с другой. Центральная тема спора между этими двумя – возможно ли строить общество, и, конкретнее, закон и политику на нравственном законе и основанном на нём разуме, но вне религиозной парадигмы, вне духовного опыта и ценностей человечества, без опоры стихийное нравственное чувство, чем так богата русская религиозная мысль. Не приведёт ли секуляризм к очень опасным последствиям, когда достоинство и свобода личности придёт к тому, «что всё позволено», коли Бога нет (Ф.Достоевский, «Братья Карамазовы»). Тот же Запад или мусульманский мир – понятия сложные. Есть христианский Запад, есть уже первые признаки образования мусульманского Запада и есть агрессивный, противоречиый секулярный Запад, порывающий с христианским прошлым и с наследием эпохи Просвещения. Начало этого пути – «без церкви, но с Богом». В конце его – не просто внерелигиозное, но прямо антихристианское общество. Уже сейчас среди тех, кто управляет Западной Европой, достаточно деятелей, настроенных враждебно к христианству. Не случайно из проекта Конституции Объединённой Европы было убрано упоминание о христианском наследии и многовековом опыте. В мэры ряда крупнейших столиц избираются гомосексуалисты, на полном серьёзе обсуждается повсеместная допустимость официальных однополых браков с правом адаптации детей или возможность легализации эвтаназии. Любопытно, что идеологи и защитники эксклюзивного положения «прав человека», чаще всего, получили в молодости левацкую или левую, марксисткую закваску. Крайний либерализм говорит о том, что есть только свобода личности, а вопрос о добре и зле, о преступлении вторичен. Ясно и то, что террористический акт в США, когда террористы направили гражданские авиалайнеры в здания Всемирного торгового центра, был атакой исламских радикалов против потребительского секулярного общества, а не против христанства. Со ссылкой на мысль Папы Бенедикта XVI, можно сказать, что учения, попытавшиеся построить саморегулирующиеся экономические и политические, формирующие общественное развитие вне внутреннего состояния человека потерпели фиаско. К ним он отнёс капитализм и марксизм. Добавим, со своей стороны, что эти оба выполнили на известном этапе определённую роль. Вряд ли могло стать реальностью развитие западных «социальных обществ благополучия», не будь огромного международного влияния советского социализма, создавшего уникальную систему социальных гарантий – вспомним гарантированное право на труд, бесплатные образование, медицинское обслуживание и прочее.

Современные западные общества мы также не можем называть капиталистическими и демократическими в традиционном смысле этих понятий. Здесь достаточно вспомнить западноевропейский опыт фашизма. Гитлер пришёл к власти вполне демократическим путём. В наши дни мы сплошь и рядом сталкиваемся с так называемыми «двойными стандартами». К мировоззрениям, терпящим крах, мы можем отнести и «общество человекобожия» - секуляризм, который всё больше теряет свои аргументы и пытается утвердиться на последнем оборонительном бастионе – на аргументе материального богатства и общественной стабильности, то есть комфорта. То, что происходит с тем и другим, мы уже видим, чтобы не верить в их универсальность. Маловероятно, что секуляризм сможет послужить достойным ответом на вызовы времени, включая исламский фактор (страх секулязированного Запада перед исламизацией). Что же касается устройства общества, то, видимо, наиболее продуктивен некий постхристианский ренессанс. Ведь Церковь являет собой не только общественно-социальный институт. Ученик Силуана Афонского архимандрит Софроний Сахаров называл забвение Церкви, как общественно-социльного института, реакцией естественной совести человека на грехи исторического христианства. Церковь – это, прежде всего, единство, общность, общечеловеческий уровень взаимоотношений определённого рода.

Христианская культура многолика. В ней присутствуют самые разные культурные формы, наполняя её глубинным смыслом. В этом воплощается христианская реальность Европы. Сегодня именно православная цивилизация выступает главной обновлённой силой, способной изменить складывающийся секулярный европейский дискурс. Именно поэтому православие вызывает столь ожесточённое сопротивление «секуляристов».

Итак, конфессиональные и этнокультурные различия в Европе не являются непосредственным источником конфликтов. Поэтому пограничные европейские пространства, в том числе Прибалтику, никак нельзя отнести к разряду «естественных территорий конфликтов». Прибалтика обладает естественным потенциалом пространственной энергетики, которую можно назвать резонансной энергетикой.

Не это ли обусловило специфику биографий значительных людей, связанных с эстонской землей? Наверняка, обусловило. Причем, как раз здесь нашли себе применение не только местные уроженцы, деятели, чья активность порождена «духом местности», но и приезжие и их потомки, избравшие определенную жизненную стезю. В особенности, те, чья судьба оказалась связанной с морем. Или те, кто в своей деятельности хоть и был далёк от морского мира, но, по памяти детства или родовой наследственности, старался оказаться вблизи морского побережья (т.н. «ландшафтная психология и память», если оперировать понятиями Льва Гумилева). К примеру, большая часть преподавателей и ученых Дерптского/Юрьевского (Тарту) университета, при его создании Императором Александром Первым в 1802 году, была не немецко-прибалтийского происхождения, как можно было бы предположить, а прибыла из материковой Германии (тоже балтийская, но не «прибалтийская» держава), ответив на приглашение русского царя и приняв во внимание обстоятельства житейского порядка – в Европе начались «наполеоновские» войны и трудиться в Германии стало весьма неуютно. Конечно, были среди университетских ученых и прибалтийские немцы, как, например, основатель эмбриологии, ученый-ботаник, путешественник, один из учредителей Русского географического общества Российской Академии Наук, почетный член РАН, одиннадцать лет трудившийся профессором кафедры сравнительной анатомии Петербургской Медико-хирургической академии Карл Эрнст фон Бэр (28.02.1793 – 28.11.1876). Однако, исконные прибалтийцы, как правило, избирали государственную, дипломатическую или военную карьеру в России. Один из приезжих, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль, окончивший Морской корпус, не смог служить во флоте из-за острой «морской болезни» (его сильно укачивало), подал в отставку и получил медицинское образование в Дерптском университете.

Однако есть еще одно интересное наблюдение, исходящее из неких обобщений, закономерностей, заключённых в судьбах множества людей, в самых разных биографиях, и это на протяжении достаточно длительного времени. Состоит оно в том, что подавляющее большинство способных и даже талантливых уроженцев и насельников этих мест смогли состояться, будучи неординарными личностями, именно на восточно-европейских пространствах, а не на западно- и центрально-европейских, именно в России, а не где-нибудь в Польше, Германии, Венгрии, Италии, Франции или в Великобритании… Как правило, они верой и правдой служили России. Для иллюстрации вспомним имя лифляндца шотландского происхождения, фельдмаршала и князя Михаила Богдановича Барклая де Толли (похоронен в фамильной усыпальнице в эстонском местечке Халлисте (ране – Бекхоф), недалеко от города Вильянди (Феллин), предвосхитившего кутузовскую тактику изматывания наполеоновских войск, а в 1815 году взявшего Париж. Мы можем назвать сотни имен выдающихся государственных, дипломатических, военных деятелей России, происходящих из прибалтийских, эстляндских и лифляндских весей. Причём, не обязательно нерусского происхождения. К примеру, вряд ли требует комментариев имя гения русской дипломатии государственного канцлера, светлейшего князя А.М.Горчакова, родившегося в Гапсале (ныне - Хаапсалу) и возросшего в Ревеле (мать Горчакова из рода фон Смиттен). Или судьба, пожалуй, самого выдающегося эстоноземельца за всю историю этой земли, родившегося в семье выходца из петербургской семьи Ридигеров и дочери русского полковника, уроженца Таллина Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, в миру – Алексея Михайловича Ридигера…

Видимо, чтобы воплотить свои замыслы и начинания, для крупной личности необходима крупная, масштабная цивилизационная система, каковой является Россия. Более того, нужна имена такая система, которая отличается особой восприимчивостью, отсутствием агрессивности и ксенофобии, терпимостью и способностью глубинно осозновать исторические перспективы. Такую цивилизационную систему, этнокультурную и религиозно-нравственную среду, которая способствует раскрытию истинного таланта, и являет Россия, её православное и многонациональное пространство. В этом её кардинальное отличие от западно-европейской цивилизационной модели и практики. Великобританию называют «туманным Альбионом». Альбионом (слово кельтского происхождения) эту страну-остров назвал ещё древний грек Птолемей. А вот эпитет «туманный», то есть покрытый туманами, приобрёл за рубежами Великобритании, со временем, иронический смысл в обозначении коварства, конкретнее, двуличности британской дипломатии. Францию называют романтической. Германия связывается с «суровым германским гением». А вот Россию, Русь именуют святой. Ибо в ней воплотился в наиболее чистом виде нравственный смысл, сам дух изначального, неискаженного христианства, смысл всемирной восприимчивости и всечеловеческого сострадания, способность к историческому движению на началах и мотивах высоких смыслов. Именно она стала приемником Византийской империи, буквально выстрадавшей православие, идею «симфонии» на протяжении 11 столетий. Оттого и пришлось ей, России, перенести чудовищные потрясения и нестроения. В особенности, в XX веке. Своеобразие России в том, что она обладает целым рядом территорий, обладающих «энергией» рождения самых разнообразных талантов и поэтому она самодостаточна не только по материальным, сырьевым и количественным людским ресурсам, но и по своей энергии пространственной подпитки, некоей сакральностью бытия, сохранением накопленной духовной энергии.

Недавно вышла книга эстонского историка Мати Графа «Эстония и Россия: анатомия расставания», написанная на русском язые и, стало быть, предназначенная для русского читателя Эстонии. Учёный отметил в одном из интервью, что он «старался более трезво и объективно, опираясь исключительно на факты и свое понимание истории, описать весь ХХ век в отношениях между Эстонией и Россией. Потому, что, если мы вынимаем одно десятилетие этого века, то не видно динамики отношений. И я считаю своей заслугой, что в книге изложены события от времен Николая II до Ельцина, те ключевые моменты, которые помогают нам понять геополитическое положение Эстонии и Прибалтики в целом и их роль в истории России в переломные периоды». Он отметил, что исходил из социального заказа. Тем не менее, некоторые утверждения историка приводят к выводу о том, что этот исследователь всё же не избежал влияния политического заказа. Видимо, это обусловлено тем, что он – сугубый историк, исходящий из идеологем исторического момента, но не храктеристик исторической эпохи, являющейся предметом даже не столько истории, сколько историософии и конкретных её современных прикладных направлений – геополитики, сформировавшейся в середине 1990 годов геоэкономики и складывающейся в настоящее время геокультуры. История ищет ответы на вопросы «что и когда», историософия занимается проблематикой в рамках вопроса «почему». Несколько поверхностным, с историософской точки зрения, представляется мнение М.Графа о «неорганичности» пребывания Прибалтики в составе российского государства, о том, что «два раза в ХХ веке Эстония старалась расстаться с российским государством, уйти из его состава. С самого начала было не совсем органично и естественно, что Эстония входила в состав царской России как губерния. И даже как республика в состав единого Советского Союза. Потому что налицо различие цивилизаций. /…/ Теперь Эстония и Прибалтика в целом принадлежат именно западной цивилизации. И это естественное их местонахождение. Это нормально. Прибалтийский особый порядок, немецкая культура, немецкий язык... Это уже со Средневековья было. /…/ Вспомним Хантингтона. Он выделяет русскую цивилизацию как отдельную, противоположную западной цивилизации. Я ничего не хочу сказать хорошего или плохого ни о русской, ни о западной цивилизациях. Но речь идет о том, что они просто разные. И история показывает, что граница между ними проходит по реке Нарове».*

*»Молодёжь Эстонии», 07.08.2007. «Наука против пропаганды».

Американский геополитик С.Хантингтон, тем временем, отнюдь не оргинален и не безусловен в своей позиции. На презентации книги М.Графа российский посол Николай Николаевич Успенский заметил, что не совсем согласен с её названием в части исторической тенденции «расставания» России и Прибалтики и, пожалуй, был прав. Высокопоставленный российский дипломат-практик справедливо рассматривает вопросы не с точки зрения актуального момента, а историософской заданнности – от географии расположения народов и государств просто невозможно уйти. Когда историк М.Граф, буквально воспринимая отнюдь не новый для историософов тезис С.Хантингтона о «столкновении цивилизаций», проводит порубежную черту, наподобие Берлинской стены, по реке Нарове. Тем временем, такой подход страдает схематичностью и формализованностью. Во-первых, речь сможет идти не о «протвоположности» сложившихся западноевропейской и восточноевропейской цивилизационных моделях, а об их разности, отнюдь не обязательно предполагающей конфликтность. Во-вторых, чертить линии на карте – занятие школярское. В историсофском плане мы можем говорить о пространственных зонах. В нашем случае, о целой зоне от Прибалтики до Чёрного моря – прибалтийские страны, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария и Румыния, - находящейся между двумя мiрами. Должно говорить о зоне сретения, главной характеристикой которой является эффект наложения краёв этих двух цивилизационных моделей, выражающийся в межцивилизационом резонансе. В части же Эстонии и в целом Прибалтики нам следует помнить, что они, напомним ещё раз, находятся на Восточно-европейской равнине, собственно самоназвание Эстонии происходит от немецкого Эстланд – Восточная земля, а эстонец – от эстландер – восточноземелец. Конечно, М.Граф прав, когда говорит о проблемах экзистенционального свойства в применении к Эстонии, которые проявились в Эстонии в 1970 - 80-е годы прошлого века, но делает из этого исторически обобщающий вывод: «…Почему Прибалтика во второй раз захотела отделиться и поставить своего рода стену на востоке, став членом НАТО и Евросоюза? Из-за страхов относительно России. Чтобы не повторилась история, чтобы гарантировать существование государства в смысле существования эстонской нации, культуры и языка». Проблема-то состоит как раз в том, что территории межцивилизационных сретений в каждый конкретный исторический момент втягиваются в доминанту либо восточноевропейской (российской) модели, либо западноевропейской, которую Ф.Достоевский, между прочим, не случайно и справедливо называет «крайней западноевропейской» (!). В зависимости от актуального состояния этих моделей и в плане достаточно краткосрочных перспектив исторического развития. Слабость восточноевропеской парадигмы неибежно вызывает усиление центростремительных тенденций западноевропейской модели и её экспансию на восток. И напротив, усиление первой неизбежно вызывает нарастание центробежных тенденций для второй. Для пространственной территории или зоны сретения (балтийско-черноморский зона-вектор), в свою очередь, неибежен выбор наиболее привлекательной и перспективной, с позиции собственного выживания проживающих в ней народов, доминанты. Это тенденция выбора наиболее комфортных, на данный исторический момент времени, приоритетов – естественна и объективна. Рост могущества России времён Петра Великого создал наиболее приемлемые условия для выживания прибалтийских народов. Нельзя забывать, что к закату мощи Швеции численность эстонского народа сократилась до катастрофической черты (по разным данным, от 40 до 80 тысяч человек, и среди эстонцев бытовал обычай целовать случайно обнаруженный человеческий след). Сохранение так называемых «остзейских привилегий» было не только наиболее логичным административно-политическим шагом российского императора, но и стала, своего рода, экономической политикой реинвестиций для сохранения и разития специфического экономического уклада, сложившегося в Прибалтике, что было необходимым условием для восстановления популяции населения. Таким образом, вхождение Прибалтики в состав российского государства стало основой для сохранения эстонцев как народа. Во всяком случае, через сто лет после Петра проблема выживаемости и сохранности был снята. Более того, именно в составе России эстонский народ пришёл к этапу рождения собственной нации со всеми вытекающими последствиями, включая постепенное формирование национальной элиты, национального сомосознания и, в конечном итоге, национальной государственности. Если придерживаться точки зрения изначальной и инвариантной принадлежности к западной цивилизации, которую повторил Мати Граф, то эстонцы просто бы перестали существовать, как этнос. Позиции же Хантингтона продиктованы пониманием целей, которых хотел бы достичь западный мiр, в своём нынешнем состоянии «евроатлантизма» («крайняя Западная Европа» и США). При этом, тот же «западный мiр» отнюдь не гомогенный, понимание чего чрезвычайно важно для народов Прибалтики, находящиеся между Россией и «срединной Европой», олицетворением которой является не англосаксонское сообщество, а именно Германия с её спецификой георгафического положения и исторического развития, а также с учётом присутствия её цивилизационного следа в Прибалтике.

***

Культура некрополей – часть национальных культур. Интересно заметить, что кладбища, погосты, некрополи, как и храмы не возникают как бы в случайных местах, по сугубой людской воле, чьего-то человеческого желания или, тем более, каприза. Человеческое хотение, воля являет собой лишь своего рода проводник. Не оттого ли история сохраняет именно те храмы и некрополи, что создавались «всем народом», признаны и обихаживаются «всем людом». Коллективный разум, историческая память, как и известно, обладают самостоятельной энергетикой и отнюдь не являются результатом простого сложения разума и воли многих отдельных индивидуумов. Кто знает, быть может, отдельные пространства (территории) просто аккумулируют некие векторы «сверхразума» и являются даже не генераторами, а всего лишь конденсаторами определенного вида энергии, постоянно подпитываемыми «сверхразумом». Для последнего же, в свою очередь, энергия творческого поведения, энергетический выплеск акта созидания от каждого созидающего человека, как микроскопической части всечеловеческого организма, является тоже ресурсом. Слияние этих ресурсов воедино, трансформируясь в новое качество, составляет некий энергетический поток. Вот так, возможно, и воплощается определенная вселенская сакральная связь, механизм взаимодействия территорий (ограниченных пространств), личностей, народов и общества, сверхразума и мегапространства, уходящего в сверхпространство с его бесконечностью и в то, под чем религиозное, верующее сердце подразумевает Всевышнего.

Пространство, даже ограниченное, может обладать колоссальной силой. В первые месяцы Великой Отечественной войны, когда немецкие войска устремились на русские территории один обычный капитан, гауптман вермахта, каких было тысячи, писал в письме родным, что, несмотря на лихое продвижение вперед, он начинает испытывать мистический страх перед российским пространством, которое поглощает его, лишает воли и что, как ему казалось, он не вернется домой никогда, сгинув без следа, невзирая на уверенность в молниеносном течении войны. Так оно и случилось с немецкой армией. Не размякшие по осени 1941 года дороги и не крепкие русские морозы помогли победить вторгшихся захватчиков. Их уничтожила энергия русского пространства, её сакральная энергетика и внутренняя общая сила живущих на этой территории людей, ставших носителями «духа местности». Так случалось не раз в истории войн. Вспомним, чем закончились походы крестоносцев, ордынцев, Стефана Батория, Наполеона, гитлеровской Германии…

В Москве 1930-х годов взорвали Храм Христа Спасителя, который строился в течение шестидесяти лет в честь победы в Отечественную войну 1812 года. Из гранитных плит храма облицовывали стены станций метро имени Лазаря Кагановича. На этом месте пытались возвести огромное здание с заоблачной высоты статуей революционного вождя. Ничего не получилось из этой затеи. Осталась просто лужа воды. Открытый бассейн, по иронии судьбы названный «Москва». Прошли годы, и вновь на этом месте возник храм в изначальном своем виде. Круг замкнулся. Злая человеческая воля оказалась бессильной перед чем-то неведомым…